“Источники способностей и
дарований детей – на кончиках
их пальцев…”
В.А. Сухомлинский
«Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга.Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. В данной статье расскажем о развитии мелкой моторики рук ребенка средствами логопедического массажа рук .
Как же делать массаж рук и пальцев? Прежде чем перейти к технике массажа, оговоримся, что делать каждое движение нужно по 3-10 раз.
Начинать нужно с мизинца: массировать от ногтя и пройтись по каждому суставу.
Потом массаж продолжаем надавливанием на подушечки пальцев, постепенно увеличивая силу нажатия.
Переходим к ладошкам: пальцами массируем ее круговыми движениями, а потом массируем от края до центра по несколько раз.
Существуют различные движения массажирования рук:
Разминание– движения, действующие только на мышцы.
Пощипывание— прием массажа, при котором кожа человека захватываются между пальцами рук.
Поглаживание– когда рука скользит по коже и сглаживает морщины.
Вибрация— по массируемому участку передаются колебания с различной скоростью.
Движения при массаже:
Пологое поглаживание– поглаживание всей внутренней стороной ладони задней стороны кисти от концов пальцев до центра предплечья.
Щипцеобразное поглаживание– поглаживание, когда массируется каждый палец отдельно, от кончика пальца к началу по задней, ладонной и боковым частям.
Щипцеобразное круговое и прямолинейное растирание— нежное растираем пальцами.
Кольцевое и прямолинейное растираниезадней и ладонной плоскости — растираем кулачком.
Вибрационное и пунктированное движение– подушечками пальцев руки по задней и ладонной плоскости, от концов пальцев к запястью.
Растирание каждого пальца– кольцевые и прямолинейные движения большим пальцем повсеместно. Растирание каждого пальца по всем направлениям. Спиральное растирание руки кулачком со всех сторон. Растирание левой и правой стороны, участков всех пальцев делают синхронно.
Разгибание и сгибание пальцев в кулачки, движения как при растирании застывших рук. Вибрация рук либо встряхивания любого пальца. Одну ручку малыша собираем в кулачок, и начинаем с указательного пальца, легкими поглаживающими движениями разжимаем пальцы, все, кроме большого. Ручка малыша лежит ладошкой вниз, одной рукой взрослый человек закрепляет ее, а другой подымает вверх до предельного положения. Рука малыша лежит ладонью вверх, держа ее левой рукой, правой рукой взрослый попеременно сгибает пальчики. Рука согнута в локтевом суставе, рука ребенка фиксируется взрослым, второй рукой производит поочередно кольцевое движение пальцев руки малыша.
Завершаем массаж всегда нежным поглаживанием.
Очень важно, что логопедический массаж рук не имеет противопоказаний и ограничений по возрасту ребенка. Его можно начинать с самого рождения детей.
Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих не только за артикуляционную, но и за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционной работы с воспитанниками с нарушениями речи».
Калмыкова Т.А. учитель-логопед
ГБУ ЦППМСП м.р.Безенчукский
Использован материал с сайтов:
logoportal.ru
FB.ru