Почему ребенок пишет «как курица лапой»?

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский).
По данным диагностики зрительно-моторной координации первоклассников количество детей с низким уровнем развития с каждым годом увеличивается и в 2023 году достигло уже 80%.
Зрительно-моторная координация – это согласованность действий рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем дошкольном возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.
Если к школе зрительно-моторная координация ребенка слабо сформирована, то в процессе работы в тетрадях у него как правило возникает тревожность и скованность, повышается утомляемость на уроках (где необходимо писать, копировать, списывать и т.д.), усиливаются регрессивные тенденции (то есть ребенок в своем поведении как бы откатывается на предыдущую ступень развития). У многих таких первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк.
Связь зрительного анализа с движением руки возникает с рождения и не созревает по мере взросления ребенка, а постепенно формируется в процессе соответствующей деятельности. Формирование происходит, когда ребёнку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог.
Если ребёнок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображения различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.
Попросите вашего ребенка срисовать какую-нибудь фигуру средней сложности с образца. Например, так выглядит выполнение первоклассниками одного их заданий теста:


Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не всегда замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое… Пропуски букв, перестановка, замена, написание лишних букв, слогов, цифр, знаков, перескакивание со строчки на строчку, «зеркальное» письмо – это все может быть следствием несформированности зрительно-моторной координации.
Чем же можно помочь? Нужно предлагать ребенку игры и задания на конструирование и рисование по образцу, срисовывание по клеточкам, рисование фигур в зеркальном отражении и другие подобные задания. Конструировать по образцу можно из палочек, геометрических фигур, мозаики и других материалов. При выполнении важна помощь взрослого, так как при неудаче ребенок просто потеряет интерес и результата не будет.
Многие дети затрудняются в рисовании углов фигуры – попросите его сначала обвести образец пальчиком, нарисовать так же в воздухе, а уже потом переносить изображение на бумагу. Закрепляйте ориентировку на листе бумаги, попросите комментировать, в каком направлении он будет вести линию.
Объясните, что при зеркальном рисовании нужно линии вести в противоположную сторону (например, не вправо, а влево на столько же клеточек), при этом направление верх-низ остается без изменений.
Примеры заданий.
1. Нарисуй по клеточкам

2. Восстанови узор

3. Нарисуй по клеточкам крестиками по образцу

4. Перерисуй в зеркальном отражении

    
Вы можете, ориентируясь на эти примеры, найти в интернете множество заданий, подходящих вашему ребенку по уровню сложности и предпочтениям. Основное условие – не приступать к занятиям в плохом настроении, поддерживать и хвалить, избегать переутомления. Обязательно следите за правильным положением карандаша в руке! Это важно, поскольку неправильный захват не обеспечивает достаточную подвижность и точность выполнения мелких движений, снижает скорость и качество письма. Пусть занятия позволят вам разнообразить общение с вашим ребенком и превратятся в веселую совместную игру!
Материал подготовила педагог-психолог Позина И.В.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *