Что делать, чтобы речь у ребёнка развивалась правильно?

1. Мотив

Старайтесь не предупреждать желания ребёнка, а  дать ему возможность выразить свою просьбу словами. Например, мальчик подошёл к столу и тянется к вазе с яблоками. Мать вместо того, чтобы спросить ребёнка: «Что тебе дать?», молча даёт ему яблоко. Малыш также молча берёт его и отходит. Желание ребёнка выполнено – необходимости к общению нет.

2. Любознательность

Старайтесь не оставлять без внимания эти бесконечные вопросы: «Что это? Почему? Зачем? и т.д». Причём однозначные ответы не будут стимулировать речь малыша, поэтому необходимо не только называть предметы, но и указывать их назначение, некоторые свойства и качества.

3. Сопровождайте любую совместную деятельность речью, постоянно задавайте ребёнку вопросы.

«Я ходила в магазин. Давай посмотрим, что я купила». Вынув из сумки помидор, спросите малыша: «Что это?» — «Помидор», — ответит он. «Какого цвета помидор?». Таким образом, можно сравнивать помидор с другими предметами по форме, величине, качеству, цвету. Расширению словарного запаса, уточнению значений слов очень помогают совместные игры взрослого и ребёнка.

4. Старайтесь избегать «нельзя», «не смей», «не трогай»

Новые и незнакомые предметы ребёнку хочется потрогать, хорошенько рассмотреть, что с ними делать. Так, если на улице внимание малыша привлекла кошка, то подойдите к ней, рассмотрите её как следует: скажите какая кошка красивая, какая у неё полосатая спинка, белые лапки, длинные усы и хвост, как кошка умеет «разговаривать» — мяукать, назовите её детёнышей — котята, и т.д.

5. Исправляйте грамматически неверную речь ребёнка

Часто в этом возрасте ребёнок допускает ошибки в согласовании слов с существительными во множественном числе (один карандаш — много карандашей), а также в употреблении предлогов (на, под, в). Посадите куклу на стол и спросите: «Где кукла?» (На столе). Затем поставьте машину под стол: «Где машина?» (Под столом). Потом положите куклу в коробку и спросите: «Где кукла?» (В коробке). Если ребёнок затрудняется или даёт неправильные ответы, поправьте его.

6. Развивайте слуховое восприятие у ребёнка

Важно учить ребёнка прислушиваться к окружающим его звукам (тиканье часов, шум проезжающего автомобиля, и т.д.), а также отличать на слух разные звучания (барабана, дудки, погремушки, и т.д.) и звукоподражания («мяу» — мяуканье кошки, «з-з-з» — звон комарика, «ж-ж-ж» — жужжанье жука, и т.д.)

7. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

У некоторых детей движения языка, губ, нижней челюсти вялые, замедленные и неточные. Здесь необходимо выполнять специальные упражнения в игровой форме, можно перед зеркалом (ребёнок сможет рассмотреть, как эти движения получаются у вас и сравнить со своими движениями).

8. Следите за темпом речи и интонацией

Если малыш торопится высказать свои мысли, говорит очень быстро, то необходимо вместе с ним произносить уже сказанную фразу медленней, а также следить за своим темпом речи.

9. При заучивании стихов используйте отражённую речь

Помните, что ребёнку всегда легче повторить уже произнесённую фразу за вами, уяснив её смысл, поэтому любое заучивание начинается с речевого образца. Заучивайте по одной строчке: «Сначала я (послушай), потом ты (повтори)». Например: мама произносит — «Наша Таня громко плачет» — ребёнок повторяет — «Наша Таня громко плачет» и т.д.

Регулярные речевые игры с ребёнком помогут ему своевременно усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы, говорить ясно и понятно для окружающих.»

Калмыкова Т.А. учитель-логопед
ГБУ ЦППМСП м.р. Безенчукский

Использованы материалы:
1. infourok.r
2.yuliadracheva2015.jimdo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *